Как Кремль делает телеканал Евроньюс ручным

0

Как Кремль делает телеканал Евроньюс ручным
Как Кремль делает телеканал Евроньюс ручным

Есть серьезные основания полагать, что Euronews, который воспринимается миллионами в мире как телеканал ЕС, становится голосом Москвы». Неназванный журналист Euronews рассказал EurActiv, что на телеканале стараются избегать открыто критических материалов о «напористой внешней политике России» в отношении ее соседей и Европейского союза.

За последние 10–15 лет режим Путина глубоко пустил свои щупальца в Европейский союз, а теперь медленно расширяет влияние в Европе – такие процессы отмечают европейские СМИ. Центральное место в российской пропагандистской медиамашине занимает телеканал RT, и он за несколько месяцев до крайне важных для ЕС выборов президента Франции начал вещание и на французском языке. Москва не только финансирует свои пропагандистские каналы, но и оказывает всяческую поддержку, включая деньгами, целому ряду радикальных правых и левых партий, а также движениям евроскептиков. Неудивительно, что лидеры этих партий – политики из разных стран – в своих выступлениях не устают повторять геополитические тезисы и формулировки, позаимствованные из кремлевской пропаганды.

Мы коротко проанализировали некоторые довольно странные сюжеты Euronews, европейского многоязычного новостного телеканала, одним из акционеров которого выступает Россия (через национального вещателя ВГТРК). И порой сюжеты Euronews не слишком отличаются от тех, что транслируют флагманы кремлевской пропаганды «Первый канал» и «Звезда».

Этот европейский новостной канал уже был объектом журналистских расследований из-за предвзятых материалов и приверженности политике Москвы. В 2014 году издание «Обозреватель» провело сравнительный анализ сюжетов Euronews на английском, русском и украинском языках и пришло к выводу, что российская редакция телеканала подыгрывает Кремлю. А недавно это европейское СМИ подверглось критике за «антиукраинское представление истории о «Гиви».

Зрители Euronews были шокированы сюжетом о похоронах «Гиви», главаря пророссийских боевиков в Донецке. Прежде всего, сомнительно само решение редакции освещать похороны печально известного главаря НВФ «Сомали», включенного в санкционный список  ЕС. Ведь Euronews –  международный новостной телеканал с европейской перспективой, и такой сюжет в его эфире не просто необычен, а даже вызывает подозрения. Топ-медиа обычно освещают похороны лидеров правительств и государств, легендарных спортсменов или звезд шоу-бизнеса. Но они практически никогда не описывают похороны главарей незаконных вооруженных группировок.

Однако еще более неприятное впечатление произвел выбор синхрона в этой истории. «Поклонница ДНР» (такие часто оказываются актрисами, нанятыми российскими государственными СМИ) не устает повторять пропагандистские лозунги о «фашистах в Украине», хотя эти лозунги  уже тысячи раз были опровергнуты. Как такая подача истории соотносится с основополагающими принципами независимой журналистики? А может быть, Euronews готовит предвзятые сюжеты потому, что зависит от российских властей?

Так, английская редакция этого же СМИ рассказывает о «поклонниках и доброжелателях», присутствующих на похоронах, но ни словом не упоминает  о том, что с точки зрения украинской власти «Гиви» – террорист. Euronews рассказывает о «мятежниках», которые выиграли «битву за Донецкий аэропорт», но не вспоминает о прямом военном вмешательстве России, уже не раз доказанном. Что ж, по крайней мере, английская редакция говорит, что «ДНР» – это «самопровозглашенная» республика, так что сюжет мог быть еще тенденциознее.

Впрочем, настоящую тенденциозность мы видим в изложении этой же истории устами русской редакции канала. Там «пророссийские мятежники» становятся «ополчением» – этот термин ввела и широко использует кремлевская пропаганда. Само слово имеет положительный смысл и означает «отряды добровольцев, которые помогают армии в обороне от нападения агрессора». Но какой армии они помогают? Очевидно, что не украинской, а скорее русской. Российский журналист Euronews забывает упомянуть, что «ДНР» является самопровозглашенной непризнанной псевдореспубликой. Да и как репортер может сказать правду об этом образовании, которое создано и спонсируется Кремлем? Автор сюжета тоже не упоминает о том, что украинские власти считали «Гиви» террористом, но не забывает процитировать заявление так называемых властей «ДНР» о том, что Михаил Толстых был убит во время «теракта».

Репортер Euronews рассказывает и о «юго-восточной Украине» – аналогичный термин использует и кремлевская пропаганда. Москва ставит под сомнение территориальную целостность Украины и делает вид, что пользуется поддержкой в регионах на востоке и юге страны, хотя война продолжается только на небольшой части Донбасса.

Естественно, что в украинской версии эта же история изложена  совсем иначе. Однако руководство телеканала, видимо, подобные разночтения не заботят.

Перейдем теперь к другой истории, чтобы увидеть, как Euronews представляет российский взгляд на Трампа в должности президента США. Репортер Галина Полонская в качестве эксперта для сюжета выбрала Леонида Слуцкого, члена ультранационалистической партии ЛДПР. Отметим, что Слуцкий наряду с другими российскими политиками включен в самый первый санкционный список  Запада за аннексию украинского Крыма. ЕС отметил, что председатель Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Слуцкий был активным сторонником аннексии Крыма. Воспользовавшись эфирным временем, он не упускает возможности  покритиковать Барака Обаму.

Еще один эксперт, редактор англоязычного издания «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов, председатель неправительственного Совета по внешней и оборонной политике, рассказывает о каком-то сговоре против Дональда Трампа и, как и Путин, описывает его положительно. Вы рассчитывали увидеть в сюжете противоположные мнения? Что ж, вас ждет разочарование. Наконец, в завершение сюжета, в стендапе, корреспондент рассказывает о Трампе и ссылается на пресс-секретаря Владимира Путина. Почему бы и нет? О чем еще можно рассказать с телеэкрана?

Та же Полонская в сюжете на другую тему обращается к еще одному одиозному герою для синхрона. Сергей Железняк, заместитель генерального секретаря совета путинской партии, рассказывает зрителям Euronews об «ожиданиях России от президентства Трампа». «Попытки парализовать действия Трампа стали бы катастрофой», – заявляет Железняк. Но подождите, он ведь тоже в санкционном списке! Действительно, трудно найти политика в ближнем окружении Путина, который не попал бы под санкции. Это не считая того, что Железняк уже был пойман на распространении в своих украинофобских заявлениях ложной информации. В стендапе корреспондент подтверждает, что «Москва готова дать Трампу время для решения проблем». Как будто кто-то в этом сомневался.

Специальный корреспондент Euronews привлекла наше внимание, и с помощью быстрого поиска мы нашли ее истории о российской внутренней политике. Так, Полонская рассказывала зрителям, как правящая партия «Единая Россия» убедительно выиграла парламентские выборы в РФ. Не ожидайте критики Путина, или информации о фальсификациях, или упоминаний о заключенных и убитых лидерах оппозиции. В сюжете – только празднование победы «Единой России».

Галина Полонская завершает историю красноречивым стендапом: «Основная борьба сейчас идет между претендентами на серебро и бронзу». Надеюсь, вы уже представили себе справедливую конкуренцию на российских выборах с реальной борьбой за серебряную и бронзовую медали? А для Euronews это вполне реально. Русская версия этой истории не слишком отличается от сюжетов российского же «Первого канала». Уже в заголовке цитируется Путин: мол, «россияне проголосовали за стабильность». Так что, даже если бы российские зрители усомнились в объективности своих телеканалов и переключились на один из европейских, они услышали бы то же самое.

Тем не менее в эфире Euronews встречаются истории и похуже. Например сюжет в стиле телеканала «Звезда» (телеканал Министерства обороны РФ). Еще один специальный корреспондент, Денис Локтев, посетил авиабазу Хмеймим вблизи Латакии (Сирия), которая используется российскими бомбардировщиками для авиаударов по сирийской территории. Репортер Euronews утверждает, что российские военные самолеты уничтожили «объекты террористической инфраструктуры». В сюжете рассказывается о том, что российские летчики бомбили «террористов» и «исламистов», но ни единым словом не упоминаются мирные жители и дети, погибшие от этих же воздушных ударов.

Таким же образом подает свои сюжеты и телеканал «Звезда». Профессиональный военный взгляд вносит синхрон российского генерал-майора Игоря Конашенкова. Спецкор Локтев завершает материал так, что сомнений не остается: «Российское командование говорит, что бомбардировщики будут поражать цели до тех пор, пока это будет необходимо». Европейский новостной канал заверяет зрителей в России и во всем мире, что Москва бомбит в Сирии только террористов, а военная операция идет без сучка и задоринки. Однако это утверждение вызывает большие сомнения, а также противоречит многим фактам, которые уже освещали западные СМИ.

Если вы не смотрите рубрику «Без комментариев» на канале Euronews регулярно, то наверняка пропустили это видео, прославляющее российских моряков, которые возвращаются домой из Сирии – они там принимали участие в боевых действиях, вследствие которых погибли мирные жители.

Впрочем, не все сюжеты Euronews заражены кремлевской пропагандой. При освещении недавней эскалации боевых действий в украинской Авдеевке (Донецкая область) можно было заметить разные подходы.

В одном сюжете репортер показывает разрушения, эвакуацию жителей, оставшихся без отопления и электричества, но не упоминает о том, что Авдеевка находится под контролем украинского правительства. Умалчивает он и о том, что эти разрушения были нанесены российскими ракетами, выпущенными незаконными вооруженными формированиями, которые поддерживает и финансирует Россия. Несмотря на то, что в видео трудно не заметить флаг Украины, репортер рассказывает, что «Киев и пророссийские повстанцы обвиняют друг друга в наступлении на Авдеевку». Но как украинская армия может наступать на Авдеевку, если она уже контролирует город?

А вот в другой истории об эскалации боев все же цитируется заявление Министерства обороны Украины о том, что «российские оккупационные силы обстреляли прифронтовую Авдеевку на востоке страны».

Таким образом, легко заметить, что под  лозунгом «Все взгляды» Euronews транслирует истории, которые представляют московскую точку зрения, в том числе чистой воды пропаганду или так называемую постправду.

Это  было бы не так позорно, если бы Euronews не получал финансирование от ЕС. Недавно Европейская комиссия подписала соглашение о продлении финансирования Euronews еще на четыре года. По договору телеканал в 2017 году получит 24 млн евро. В 2016 году, по ее собственной оценке, Европейская комиссия выделила Euronews около 24,7 млн евро, эти деньги пошли на финансирование языковых редакций и освещение европейских дел и инициатив ЕС. По дотациям от Евросоюза Euronews – первый среди всех медиа: 240 млн евро с момента создания канала в 1992 году. Еврокомиссия ожидает, что со своей стороны «Euronews сохранит неприкосновенной редакционную независимость и свою миссию освещения европейских интересов».

Впрочем, нужно  отметить, что Euronews не так давно стал частной компанией. Ее владелец – египетский олигарх Нагиб Савирис, который приобрел в 2015 году контрольный пакет акций, 53% (через свою медиакомпанию Media Globe Networks). Это произошло вскоре после визита президента России Владимира Путина в Египет. Соглашение вызвало тогда полемику о сохранении независимой редакционной политики Euronews в будущем. Остальные 47% акций канала принадлежат его историческим акционерам –  21 государственной телекомпании из разных стран и трем органам местной власти. До 2015 года одним из крупнейших акционеров с 16,9% акций была российская государственная телекомпания ВГТРК.

 

Фото: Новый владелец Euronews превозносит Путина в Twitter за вмешательство Москвы в войну в Сирии

 

Нагиб Савирис заявил, что Euronews должен противостоять давлению со стороны европейских политиков, которые призывают западные СМИ стать противовесом кремлевской пропаганде, пишет британское издание The Guardian. Европейское издание EurActive опубликовало тревожную статью, в которой заметило: «Есть серьезные основания полагать, что Euronews, который воспринимается миллионами в мире как телеканал ЕС, становится голосом Москвы». Неназванный журналист Euronews рассказал EurActiv, что на телеканале стараются избегать открыто критических материалов о «напористой внешней политике России» в отношении ее соседей и Европейского союза.

Таким образом, нет никаких сомнений в том, что Кремль действительно пытается сохранить свое влияние на Euronews. Подтверждение этому было обнаружено и во FrolovLeaks – данных из электронного почтового ящика российского политика Кирилла Фролова, заместителя директора Института стран СНГ. Эти данные добыли и предоставили для анализа сообществу InformNapalm хактивисты Украинского киберальянса (UCA). В одном из писем Фролова речь идет об организации неофициальной встречи президента России Владимира Путина и директора Euronews по странам СНГ Валида Арфуша, его брата Омара Арфуша, миллиардера и французского медиабизнесмена, а также бывшего министра иностранных дел Франции Филиппа Дуст-Блази, заместителя Генерального секретаря ООН по инновационному финансированию развития.

В письме говорится, что делегация прибывает в Москву на встречу, которая была инициирована российской стороной и подтверждена президентом РФ. «Члены делегации – Омар и Валид Арфуши, мои давние друзья, и мы с ними сейчас прорабатываем наш международный информ. проект…» Мы можем только догадываться, что именно президент России Владимир Путин обсуждал на встрече с директором Euronews по странам СНГ на тему международного информпроекта.

Напомним, что Валид Арфуш занимал должность вице-президента НТКУ в августе 2011 года – именно в тот период, когда национальная телекомпания заключила  с Euronews соглашение о создании украинской службы телеканала. Однако летом 2013-го господин Арфуш ушел из НТКУ в Euronews, где занял должность директора компании по странам СНГ.

А с августа 2007 до февраля 2010 года Арфуш руководил международным отделом пресс-службы кандидата в президенты, а затем президента Украины Виктора Януковича. Согласно данным англоязычного издания Kyiv Post его имя было обнаружено в книге «черной» бухгалтерии Партии регионов. Согласно документам, попавшим к  редакции Кyiv Post, Арфуш получил 10 тыс. долл. 17 сентября 2009 года за статью о Януковиче и 9,530 тыс. долл. 25 октября 2009 года на организацию «визита французского делегата». На просьбу издания прокомментировать эту информацию господин Арфуш ответил отказом.

Еще один тревожный для Европы сигнал прозвучал в марте 2015 года, когда новым спонсором украинской службы Euronews стал одиозный украинский магнат Дмитрий Фирташ. Фирташа в Европе помнят как союзника пророссийского экс-президента Украины Виктора Януковича, который бежал в РФ. В 2015 году Фирташа арестовали в Вене по просьбе США в связи с обвинением во взятках и финансовых махинациях, а впоследствии отпустили под домашний арест за рекордный залог.  Однако в феврале 2017 года суд Австрии разрешил экстрадицию Фирташа в Соединенные Штаты.

Издание EU Observer резко раскритиковало соглашение Euronews с Фирташем, отметив, что «бизнесмен-миллиардер с активами в банковском, газовом секторах и химической отрасли имеет тесные связи с Кремлем и, по данным утечки из дипломатических телеграмм США, с русской мафией».

Euronews подписал соглашение с Фирташем (через его телеканал «Интер») после того, как новое руководство украинской государственной телекомпании НТКУ в феврале 2015 года расторгло договор, заявив, что больше не в состоянии платить 5,5 млн евро в год, – такова годовая стоимость лицензии и функционирования украинской редакции телеканала, зафиксированная в соглашении, подписанном бывшим руководством НТКУ (Бенкендорф и Арфуш) с Euronews в октябре 2010 года. НТКУ также накопила перед европейским партнером долг в размере 10,8 млн евро.

Европарламент выразил возмущение из-за того, что украинская версия Euronews финансировалась Фирташем, который известен своей поддержкой бывшего украинского президента Виктора Януковича и деловыми связями с Россией. В 2015 году Европейский парламент опубликовал доклад о манипуляциях России в информационных сюжетах об Украине. В документе звучит вопрос: «Кто влияет на Euronews?» «Все крупные европейские средства массовой информации находятся под давлением из-за сокращения финансирования или, как в случае с субсидируемым Европейским союзом Euronews, из-за связей с пророссийскими бизнес-интересами», – говорится в докладе. Авторы добавляют, что «растут опасения относительно редакционной независимости или ее вероятного отсутствия на Euronews».

Согласно докладу Европарламента «информация стала ключевым фактором в украинском кризисе, при этом некоторые аналитики говорят даже об информационной войне, которую ведет Россия». И далее: «Всего за несколько недель до подписания соглашения Euronews выпустил в эфир интервью с Фирташем, которое было очень благосклонным к олигарху. Практически полное отсутствие острых вопросов позволило Фирташу высказать свои политические взгляды, которые, по мнению специалистов, звучали так, будто были одобрены президентом России Владимиром Путиным».

И на фоне всего этого, в то время как российско-украинский конфликт продолжается, Euronews закрывает украинскую службу, а русская служба канала в эфире остается. Большая группа журналистов направила петицию руководству Euronews о судьбе украинской службы. Документ был подписан журналистами, представляющими почти все языковые редакции. Они выражают свое недовольство тем, что руководство канала, по их словам, не приложило никаких усилий для поиска потенциального нового инвестора, что позволило бы сохранить украинскую редакцию.

В феврале журналисты Euronews написали открытое письмо вице-президенту Еврокомиссии по вопросам общего цифрового рынка Андрусу Ансипу, обратив его внимание на вызовы, с которыми столкнулась медиакомпания. Беспокойство сотрудников вызывают увольнения и слабость редакционного проекта, говорится в письме. Еврокомиссия пообещала «серьезно рассмотреть» проблему с Euronews. Ансип в своем ответе заявил: он «полностью согласен» с тем, что Европа должна сохранять свой голос в эфире и защищать свои ценности. Напомним, что в марте 2015 года Европейский союз решил принять меры для противодействия новой пропагандистской войне с Россией.

Подводя итог, подчеркнем, что Россия свободно использует медиакомпанию, получающую значительное финансирование от ЕС, чтобы распространять свою точку зрения, которая часто является пропагандой в чистом виде. В то же время Украина теряет свой голос в Европе. Оказавшись лицом к лицу с этой драматической ситуацией, Еврокомиссия  отреагировала довольно вяло: должностным лицам в Брюсселе не хватает решимости, у них нет системы быстрого принятия решений. Ангажированные сюжеты Euronews еще раз подтверждают, что зрители должны тщательно выбирать свои источники информации и дополнительно проверять любые факты, которые кажутся подозрительными, и любые темы, на освещение которых может быть оказано политическое влияние.

Для того чтобы сформулировать собственное взвешенное мнение о главных событиях и геополитических проблемах, зритель должен получить достоверную информацию. Однако осведомленность в современном мире пост-правды, фейковых новостей и пропаганды со стороны агрессивных государств требует больших усилий.

cripo.com.ua


Теги статьи:
Распечатать Послать другу
comments powered by Disqus
СБУ допрашивает Наливайченко в отношении Медведчука и их связи с ФСБ России / 22.09.2017
СБУ допрашивает Наливайченко в отношении Медведчука и их связи с ФСБ России
В Службе безопасности Украины проходит допрос экс-руководителя данной спецслужбы… Подробнее
Биньямин Нетаниягу призвал артестовать Артура Ересько за кражу недвижимости еврейской общины / 18.09.2017
Биньямин Нетаниягу призвал артестовать Артура Ересько за кражу недвижимости еврейской общины
15 сентября, Биньямин Нетаниягу завершил первое в истории израильских премьер-ми… Подробнее
Как глава BBDO Элла Стюарт и ее супруг шансонье Юра Колыма "разводят" клиентов / 16.09.2017
Как глава BBDO Элла Стюарт и ее супруг шансонье Юра Колыма "разводят" клиентов
Клиенты Эллы Стюарт — президента и председателя совета директоров BBDO Group Rus… Подробнее
Вадим Могила: Погоны как бизнес-инструмент / 14.09.2017
Вадим Могила: Погоны как бизнес-инструмент
Причины стремительной карьеры начальника одесского уголовного розыска Подробнее
Владелец Glorax Development Андрей Биржин задержан при попытке покинуть РФ / 14.09.2017
Владелец Glorax Development Андрей Биржин задержан при попытке покинуть РФ
Владелец Glorax Development Андрей Биржин был задержан сегодня в аэропорту «Пулк… Подробнее
Германом Лиллевяли и Виктором Лиллевяли заинтересовался СК РФ им грозит 7 лет с конфискацией / 14.09.2017
Германом Лиллевяли и Виктором Лиллевяли заинтересовался СК РФ им грозит 7 лет с конфискацией
Известные в России аферисты Герман Лиллевяли и Виктор Лиллевяли могут получить с… Подробнее
Схемы с фармацевтическим приветом / 12.09.2017
Схемы с фармацевтическим приветом
Государственная фискальная служба, по ее мнению, раскрыла одну из схем, по котор… Подробнее
Кашпировский предрёк переворот и арест Путина / 11.09.2017
Кашпировский предрёк переворот и арест Путина
У президента России Владимира Путина в текущем году будет несколько критических … Подробнее
loading...
Загрузка...
loading...
Загрузка...
Все статьи
Последние комментарии
Наши опросы
Где больше всего бандитов и коррупционеров?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте